2 тысячи огненных миль - Дервиш идет в Архангельск

23-25 августа 1941 года, Токио - Москва – Токио

23 августа министр иностранных дел Японии Тэйдзиро Тоёда сделал послу СССР в Токио К. А. Сметанину заявление о том, что отправка США во Владивосток закупленных Советским Союзом мате­риалов, как-то: нефти, бензина, создает для Японии весьма деликатное и за­труднительное положение, поскольку эти товары проходят вблизи японской территории, ввиду чего японское правительство просит, чтобы советское правительство обратило серьезное внимание на это обстоятельство, в осо­бенности на вопрос о путях и способах этих перевозок. 25 августа аналогичное заявление наркому иностранных дел В. М. Молотову сделал посол Японии в СССР Ёсицугу Татэкава. В итоге Япония получила ответ: «Советское Правительство не видит оснований для какого-либо беспо­койства Японии в том факте, что закупаемые СССР в США товары, будут направляться в СССР обычным торговым путем, в том числе и через дальневосточные со­ветские порты. Равным образом советское правительство не видит никаких оснований для своего беспокойства в том, что Япония завозит для своих нужд любые товары из других государств. Советское правительство считает необходимым в связи с этим заявить, что попытки воспрепятствовать осуществлению нормальных торговых от­ношений между Советским Союзом и Соединенными Штатами через дальневосточные совет­ские порты оно не могло бы не рассматривать иначе, как недружелюбный по отношению к СССР акт. Вместе с тем советское правительство подтверждает, что закупаемые Советским Союзом в США товары предназначены, прежде всего, для возро­сших нужд на западе СССР в связи с навязанной Советскому Союзу оборо­нительной войной, а также для текущих хозяйственных потребностей на со­ветском Дальнем Востоке».

Тем не менее, японцы стали активнее задерживать суда, следующие с грузами из Соединенных Штатов во Владивосток.

24 августа 1941 года, Москва - Югорский Шар

СНК СССР принимает распоряжение №8742-рс, которым НКВД обязывалось форсировать строительство порта в Хабарово и железной дороги к нему. Объекты должны были быть завершены к 1 декабря 1942 года, чтобы обеспечить приемку судов союзных конвоев и отгрузку воркутинского угля. Для строительства морем необходимо было завезти из Архангельска, Онеги и Игарки 164 тыс. тонн грузов, а также рабочую силу - заключенных лагерей НКВД.

24 августа 1941 года, Баренцево море – Шпицберген

Операция «GAUNTLET»: Танкер RFA «OLIGARCH» в сопровождении вооруженных траулеров «HAZEL» и «ELM» прибыл к Шпицбергену. Соединение «К» - отряд контр-адмирала Ф. Вайана в составе легких крейсеров «NIGERIA» и «AURORA», эсминцев «ICARUS», «ANTELOPE» и «ANTHONY», транспорта «EMPRESS of CANADA» находилось в 60 милях от Исфьорда.

24 августа 1941 года, Белое море

В Беломорск после переходав по Беломорско-Балтийскому каналу в составе ЭОН-11 прибыла подводная лодка К-21.

25 августа - декабрь 1941 года, Москва – Архангельск

В соответствии с приказом наркома внутренних дел Л. П. Берии оперативная группа Управления НКВД по Архангельской области по борьбе с парашютными десантами и диверсантами противника в приф­ронтовой полосе преобразована в 4-й отдел,  подчиненный Особой группе при НКВД СССР, на которую возлагались разработка и проведение разведывательно-диверсионных операций, организация подполья и партизанской войны. Наряду с руководством истребительными батальонами перед 4-м отделом УНКВД в Архангельске была поставлена задача формирования партизанских отрядов и диверсионных групп. Их укомплектовывали кадровыми и агентурными сотрудниками органов госбезопасности и внутренних дел, личным составом истребительных батальонов, а также «спецконтингентом» - освобожденными заключенными лагерей и тюрем НКВД. В целях конспирации диверсионные подразделения именовали «взводами разведки». С ноября в Архангельске начали действовать спецкурсы подготовки личного состава партизанских отрядов и групп. Для обеспечения деятельности партизан в западных районах Архангельской области складировались в тайниках запасы продовольствия, среди местного населения внедрялась сеть агентуры, которая должна была остаться на территории в случае ее занятия противником, создавались конспиративные квартиры и явочные пункты. Всего к концу года в Архангельской области было подготовлено к развертыванию 53 отряда и 11 групп с общим числом 2750 бойцов. В декабре первые партизанские подразделения начали направляться на Карельский фронт.

25 августа 1941 года, Кольский полуостров – Баренцево море

На линии дозора мыс Чёрный - мыс Святой Нос немецкой подводной лодкой U-752 был потоплен тральщик ТЩ-898 (РТ-411 «Ненец»). Погиб 41 человек. Вражеская авиация повредила несший дозор у Кольского залива сторожевой корабль СКР-11 «Торос» (РТ-60 «Рабочий»).

25 августа 1941 года, Шпицберген

Операция «GAUNTLET»: Около 6:00 над Баренцбургом появились английские самолеты-разведчики. В районе 8:00 в Исфьорд вошли корабли соединения «К» - отряд контр-адмирала Ф. Вайана. С транспорта «EMPRESS of CANADA» началась высадка войск, предназначенных для разрушения шахт. Прибывший в Баренцбург атташе посольства СССР в Лондоне П. Д. Ерзин передал консулу П. И. Волнухину и управляющему трестом «Арктикуголь» И. Ф. Наумкину письмо посла Советского Союза в Великобритании И. М. Майского, в котором говорилось: «Ко всем советским гражданам на Шпицбергене! Правительством СССР принято решение немедленно эвакуировать всех советских граждан со Шпицбергена в Архангельск. Британское правительство приняло на себя заботу о доставке советских граждан со Шпицбергена в Архангельск на английском пароходе под конвоем английских военных кораблей. Предлагаю поэтому всем советским гражданам на Шпицбергене с получением настоящего распоряжения срочно подготовиться к эвакуации и затем отправиться на английском пароходе в Архангельск. Предлагаю далее во всех делах, касающихся эвакуации, следовать указаниям начальника эскадры британского адмирала Вайана». Работникам шахты «Баренцбург» было предложено со своими личными вещами занять места на транспорте в течение 20 часов, шахт «Грумант» и «Пирамида» - в течении 6 и 3 часов соответственно. Шахтеры, получившие право взять с собой не более 50 кг вещей на человека, начали грузиться: в Баренцбурге - на транспорт «EMPRESS of CANADA», в Грумант-Сити и Пирамиде - на крейсеры. Англичане отказались взять на борт подготовленные к отправке технические грузы, оборудование и продукты. Свой отказ они объяснили военной обстановкой, небезопасным плаванием в Баренцевом море, возможностью встречи с немецкими кораблями или самолетами. В связи с этим 150 тонн продовольствия пришлось спрятать в горных выработках, а грузы оставить на шахтах. Коровы и свиньи были забиты на мясо, лошади убиты. Всего на борт транспорта «EMPRESS of CANADA» и крейсера было погружено 1953 человека, в том числе 1555 мужчин, 326 женщин и 72 ребенка. Среди них были сотрудники консульства СССР на Шпицбергене и персонал полярных станций. Канадские и английские саперы приступили к уничтожению поселка Баренцбург и оборудования шахт.